Как создать условия для развития в тренинговой группе?



Пётр Холявчук
журнал " Обучение персонала" №3 2007 г., сс.74-77.

Хочу внести определённость сразу: речь пойдёт о тренингах, цель которых развитие навыков взаимодействия и коммуникативной компетентности (управление, переговоры, продажи, презентация, мотивационное воздействие, лидерство, влияние и т.д.), и о тренингах развития команды.

Разрабатывая и планируя тренинг, тренер задаёт себе множество вопросов: «Какие умения необходимо сформировать у участников?», «Какие знания необходимо дать?», «Как расширить/изменить восприятие участниками темы тренинга?», «В какой очерёдности продвигаться от одного умения к другому, от одной техники к другой?», «Какие предложить процедуры, игры, упражнения и обсуждения?» и т.д.

Приходя же в тренинговую группу, важнейшей задачей тренера становится обеспечение участникам условий для профессионального развития, создание климата в группе, который будет способствовать обучению.

Какие условия должен создать тренер в тренинговой группе (Т-группе), и как это сделать? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим функции тренера и правила Т-группы.

Функции тренера

Эмоциональная стимуляция участников. Тренер выступает как «эталонный участник» - свободно выражает собственное мнение, установки, эмоции, отношение.

Проявление уважения к личности участников. Тренер внимательно относится к потребностям участников в принадлежности, уважении, признании. Выражает (но не изображает!) симпатию и дружеские чувства к участникам.

Предложение интерпретаций. Иначе говоря «родительская функция». Тренер комментирует и интерпретирует поведение участников и групповые процессы посредством «связывания» наблюдаемого им в процессе тренинга поведения с темой тренинга.

Структурирование группового процесса. Управляет работой группы для достижения целей тренинга: предлагает очерёдность процедур, игр, упражнений, обсуждений и определяет их формат. Предлагает правила и устанавливает нормы в Т-группе, предлагает тем или иным участникам попробовать ту или иную технику, принять участие в обсуждении или игре и т.д.

Правила Т-группы

Эти правила не являются чьим-то частным мнением. Правила Т-группы были сформулированы в результате научных исследований и большой экспериментальной работы по групповому обучению взрослых людей ещё 60 лет назад. И сегодня они являются обязательными к выполнению.

«Здесь-и-теперь». Тренер побуждает участников обсуждать непосредственно переживаемый опыт  в группе и сам концентрируется на том, что происходит в текущий момент, реагируя на те аспекты происходящего, которые связаны с темой тренинга. Обучение на непосредственно переживаемом опыте всегда эффективнее, нежели обсуждение ситуаций из прошлого опыта, либо фантазирование о возможных ситуациях в будущем.

Конфиденциальность. Тренер и участники имеют право за рамками тренинга (после его завершения) обсуждать темы, упражнения, игры, но не отдельных участников.  Тренер сообщает участникам об этом правиле и приглашает участников к его соблюдению. Также тренер не имеет права давать комментарии в отношении тех или иных участников кому бы то ни было, включая непосредственного руководителя того или иного участника тренинга. Комментарии возможны исключительно в случае, когда функция тренера – оценка тех или иных компетенций участников. В таком случае участники группы должны быть предупреждены о том, что они участвуют в оценочной процедуре, а не в тренинге. Если же это тренинг – любые комментарии об участниках третьим лицам недопустимы. Для обеспечения конфиденциальности тренер гарантирует участникам, что видеозаписи (если в ходе тренинга используется видео), отснятые и изученные в ходе тренинга, в дальнейшем будут доступны исключительно ведущему тренинга и будут уничтожены.

Активность. Тренер побуждает участников занимать активную позицию в процессе обучения и стремиться участвовать во всех упражнениях, обсуждениях, играх. Тренинг – обучение, основанное на опыте, а опыт - результат активности. Нет активности – нет опыта – нет эффективного обучения. Наблюдение за чужим опытом (опыт других участников группы) обычно малополезно. Важным условием активности участников в тренинге является работа тренера до тренинга по уточнению потребностей участников в обучении и уже в тренинге, направленная на осознание участниками возможности реализовать свои потребности в обучении и саморазвитии в ходе тренинга. В противном случае участники занимают пассивную позицию, которая обычно выражается словами «я лучше посмотрю, а другие пусть поучаствуют», «в тренинге я хочу получить новую информацию, может, узнаю что-то новое». Участник, осознающий возможности реализовать свои потребности в тренинге, обычно занимает активную позицию, чётко и конкретно формулирует запрос. Иногда от тренера можно услышать «это немотивированная группа». Чаще всего это означает, что тренер плохо поработал на этапе уточнения потребностей и ожиданий участников, т.е. до тренинга и уже в самом начале тренинга. Внимательное отношения к потребностям участников и их ожиданиям помогает снять подобное сопротивление группы и отдельных участников.

Право сказать «НЕТ». В каждый момент времени каждый участник может отказаться отвечать на вопрос или участвовать в упражнении, игре или обсуждении. При этом тренер внимательно следит за тем, чтобы «право сказать нет» действительно было у участников. Тренер со своей стороны не давит на участников и не принуждает, и в то же время должен пресекать любые попытки группового давления на участника, который отказывается в чём-либо участвовать.

Творческий подход. Тренер приглашает участников пробовать действовать по-новому, использовать новые формы поведения уже в ходе тренинга. Такой подход позволяет на опыте ещё в тренинге оценить применимость и полезность тех приёмов, техник и умений, которым участники учатся в тренинге.

Искренность, естественность. Тренер должен вести себя естественно, быть настоящим, а не играть ту или иную роль, искать свой уникальный стиль ведения тренинга, вместо того, чтобы копировать чужой стиль. Тренер свободно и открыто сообщает о своих переживаниях, высказывает своё мнение. Только в таких условиях возможно построение доверия в группе. Ведь участники в значительной степени ориентируются на поведение ведущего тренинга. Если тренер ведёт себя неестественно, «играет» с группой, тем самым он подрывает всякие возможности для построения доверия в группе. Тренер, выступая «эталоном», показывает участникам пример и побуждает их, по возможности, занимать открытую позицию, быть самими собой. Это право «чувствовать и думать то, что чувствуешь и думаешь». Только в таких условиях возможно самораскрытые и самовыражение участников, необходимые для эффективной работы Т-группы.

Каждый участник является частью группы. Иногда в ходе тренинга в группе могут возникать подгруппы, можно видеть попытки изолировать «неудобных» членов группы и даже избавиться от них. Тренер должен этому препятствовать. Каждый является частью группы, независимо от того, как кто-то оценивает его поведение и что думает о нём. Иногда можно услышать, как тот или иной тренер прямо или косвенно «выставил» участника из тренинга, например, заявив руководству, что если определённый участник останется в группе, цели тренинга реализовать не удастся. Такое поведение тренера недопустимо, нарушает права участника тренинга и противоречит этике работы ведущего группы.

Запрет на алкоголь, наркотики, физическую агрессию. Это единственная причина, когда тренер может и должен не допустить участника в учебную группу, поскольку действия участника в таком случае могут противоречить целям тренинга и даже составлять физическую или психологическую угрозу для других членов тренинговой группы.

«Закрытость» группы. Недопустимо частичное участие третьих лиц в ходе занятий Т-группы. Некоторые тренеры могут допускать потенциального заказчика на тот или иной фрагмент тренинга. Такая форма презентации своих услуг потенциальному клиенту мешает участникам Т-группы и снижает эффективность тренингового обучения. Это допустимо, когда речь идёт о семинарах, практикумах, лекциях. В то же время, такое поведение тренера в Т-группе недопустимо и противоречит этике работы ведущего группы. Просто примите для себя решение заниматься продажами своих услуг в свободное от тренинга время, а не за счёт Т-группы. То же относится к желаниям руководства проконтролировать ход тренинга и понаблюдать за участниками.

Запрет посторонних разговоров. Несоблюдение этого правила обычно подрывает доверие в группе и, соответственно, мешает целям обучения. Тренер должен реагировать на посторонние разговоры, так же как и на перешёптывания между участниками. Такое поведение участников мешает созданию необходимой для обучения атмосферы в группе и создаёт напряжение.

И ещё несколько правил коммуникации в группе:

«Не он, а ты». В ходе тренинга следует обращаться непосредственно к участнику, а не говорить о нём в третьем лице. Такой способ коммуникации учит построению партнёрских отношений, вместо восприятия другого как некоего объекта.

Первое лицо. Учите говорить участников от себя, а не прикрываясь безликим «мы». «Я думаю» вместо «мы думаем», «я хочу», вместо «нам нужно» и т.д. Придерживаясь этого правила, участники принимают на себя ответственность за свои действия, чувства, потребности.

Избегать вопросов «почему». Такие вопросы часто бывают манипулятивными. Довольно часто за вопросом «почему» кроется попытка высказать своё мнение, оценку, несогласие, критику.  Поэтому такие вопросы провоцируют активизацию психологических механизмов защиты, что мешает реализации целей Т-группы. Тренер помогает переформулировать «почему-вопросы» в более конструктивные, либо заменить их открытым высказыванием своего мнения.  Иногда достаточно просто заменить слово «почему» на «как», «что», «когда».

Избегать обобщений. В ходе тренинга тренер учит участников избегать обобщений и быть более конкретными в своих наблюдениях, замечаниях и т.п. Это помогает участникам детализировать своё восприятие ситуации (переговоров, управления и т.п.), партнёра по общению и себя. Более чёткое и детализированное восприятие ситуации и участников взаимодействия помогает действовать более эффективно. Кроме того, конкретизация – необходимое условие эффективной обратной связи, важнейшего инструмента тренера и Т-группы.

Эффективная обратная связь. Тренер должен владеть навыками подачи «обратной связи» и учить участников давать «обратную связь» эффективно. Необходимо научить участников отличать «обратную связь» от оценки, критики, осуждения или похвалы – такова одна из важнейших задач тренера. С одной стороны, навык подачи «обратной связи» полезен сам по себе во множестве ситуаций, с другой стороны, предоставление обратной связи участниками Т-группы друг другу способствует развитию самопонимания участников и соответствует целям обучения.

 

Кроме того, что соблюдение перечисленных правил в тренинговой группе призвано обеспечить участникам условия для эффективного обучении, есть ещё одна причина соблюдать эти правила. Правила Т-группы отражают права участников тренинга, несоблюдение тренером правил Т-группы ущемляет права участников и является нарушением профессиональной этики тренера.


Смотрите другие публикации на тему "Психологический тренинг"

 
 
ПОИСК ТРЕНИНГОВ!!










Стоимость до грн.
подробнее
Календарь тренингов
FOLLOW US

Follow Kyiv Training Institute on Twitter
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
28.05.2013 |  Первый шаг на пути к формированию профессионального сообщества в отрасли уже сделан - 19-20 апреля в конференц-холле "Ирпень" по инициативе Киевского Института Тренинга и компании "Confetti" состоялся первый международный Форум "Территория тренинга", посвященный вопросам тренинга, профессиональной подготовки, развития и обучения тренеров.
  подробнее
02.08.2011 | Интервью с Петром Холявчуком, директором Киевского Института Тренинга об обновленной программе подготовки тренеров "Мастерство тренера"
  подробнее
30.07.2010 | Встречайте пилотный номер электронного журнала «Вестник тренера» - первого специализированного издания для тренеров!
  подробнее
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Инструментарий тренера включает множество методов и приёмов: деловая игра, упражнения, групповая дискуссия, психогимнастика, техники активизации сознания. Особое место среди них занимает обратная связь (дальше ОС).
В этой статье я опишу одну из разновидностей обратной связи, видеообратную связь. Практикующий тренер, найдёт здесь для себя пошаговую технологию работы с видео в тренинге. А с участником тренинга я хотел бы поделиться тренерскими секретами: зачем нужна видеообратная связь, на каких принципах она основана, какие возможности она предоставляет в тренинге. Возможно, в следующем тренинге, когда тренер предложит «поработать под видео» - Вы будете первым, кто откликнется. Кроме того, мне хотелось бы обратить Ваше внимание, также, и на этические аспекты работы с видеозаписью в тренинге. Участник тренинга должен знать о своих правах, а тренер должен соблюдать этические требования.
  подробнее
Существует множество тем и форм обучения для специалистов по персоналу: кадровое делопроизводство, отборочное интервью, адаптация, КЗоТ, мотивация, аттестация, центр оценки...
Практически все, что нужно HR-у в работе, можно почерпнуть из книг, опыта коллег, спросить у google или, если вы ленитесь читать, можно прослушать семинар или проконсультироваться за деньги родной компании. Все, кроме самого, важного - умения эффективно общаться.
  подробнее
Когда говорят о тренере, часто подразумевают человека, у которого есть знания и опыт в том или ином деле, например, в продажах или управлении. Однако иметь опыт в той или иной сфере деятельности, быть мастером в своем деле совсем не значит быть тренером. Тренер это профессия, а профессия подразумевает профессиональную подготовку. Об этом и пойдет речь в этой статье.
  подробнее
Управление в стиле коучинг направлено на обеспечение выполнения производственных задач подчиненными, развитие человеческих ресурсов, а также на повышение уровня автономности людей, подразделений и компании в целом.
Коуч-менеджмент не означает принципиального отказа от других способов принятия решений (авторитарных, консультативных и др.), поскольку...
  подробнее
Тренер, имеющий классическое образование в области тренинга, действует в рамках этического кодекса тренера и обязан предоставить участнику предстоящего тренинга возможность предтренингового интервью. О целях предтренингового интервью и о том, как провести его правильно читайте в этой статье.
  подробнее
Петр Холявчук, директор Киевского Института Тренинга: «В ходе супервизии тренер получает не просто теорию, а точное решение проблем, с которыми он сталкивается в своей практике»
  подробнее
Ключевые составляющие отечественного подхода к тренингу - это профессионализм, экологичность и эффективность
  подробнее
ТРЕНИНГИ ПО ТЕМЕ

14 августа 2013 Экспериментальная площадка тренера: тренинг развития команды
читать

15-19 марта 2017 г. "Технологии тренинга"
читать

21 января 2017 Экспериментальная площадка тренера: тренинг продаж
читать
ВИДЕО
15.09.2011 | Мастерство тренера
читать
04.05.2011 | Обратная связь в тренинге
читать
19.09.2011 | Подготовка тренера : ключевые моменты
читать
04.05.2011 | Супервизия для тренеров
читать
04.05.2011 | Экспериментальная площадка тренера
читать
НОВОСТИ
14.03.2016 | Як стати тренером? Як навчитися проводити тренінги так, щоб тебе запрошували провідні компанії? З чого варто починати?
Можливо у вас уже є тренерський досвід і вас хвилюють питання: Як підвищити майстерність і вийти на новий рівень? Перейти від інтуітивного підходу до системного, методичного, виваженого?
Цей проект саме для Вас.
читать
  тел.: (044) 227 07 54
(044) 227 07 53
e-mail: kit@training-institute.com.ua

дизайн студия Яbloko
Дизайн и разработка
© Яbloko, 2008


Follow Kyiv Training Institute on Twitter
Об Институте   |   Вестник тренера   |   Библиотека   |   Контакты
Подготовка тренеров   |   Школа ассессмента   |    Корпоративное обучение
Территория тренинга   |   Обучающие тренеры
2003-2010 © Kyiv Training Institute. All rights reserved.