Видеообратная связь в тренинге



Пётр Холявчук

журнал "Обучение персонала" №7 2008 г., сс.82-88.

 

Инструментарий тренера включает множество методов и приёмов: деловая игра, упражнения, групповая дискуссия, психогимнастика, техники активизации сознания. Особое место среди них занимает обратная связь (дальше ОС).

В этой статье я опишу одну из разновидностей обратной связи, видеообратную связь. Практикующий тренер,  найдёт здесь для себя пошаговую технологию работы с видео в тренинге. А с участником тренинга я хотел бы поделиться тренерскими секретами: зачем нужна видеообратная связь, на каких принципах она основана, какие возможности она предоставляет в тренинге. Возможно, в следующем тренинге, когда тренер предложит «поработать под видео» - Вы будете первым, кто откликнется. Кроме того, мне хотелось бы обратить Ваше внимание, также, и на этические аспекты работы с видеозаписью в тренинге. Участник тренинга должен знать о своих правах, а тренер должен соблюдать этические требования. 

Обратная связь и её виды
Понятие «обратная связь» было привнесено в тренинг выдающимся психологом, исследователем и практиком, Куртом Левиным в 1946 году и с тех пор активно используется в психологических тренингах.

В современном психологическом тренинге существует множество видов обратной связи: обратную связь может предоставлять тренер, группа или отдельный участник; ОС может быть метафорической; как средство ОС могут использоваться психологические тесты (1) или видеозапись.

В любом случае, цель предоставления обратной связи – развитие самопонимания участника тренинга. Развитие самопонимания достигается посредством информирования принимающего обратную связь о : а) его действиях (насколько соответствуют действия поставленным целям) б) его эмоциях, в) собственных эмоциях вызванных действиями принимающего обратную связь и влиянии этих действий на взаимоотношения. ОС имеет описательную форму и основывается на том, что было непосредственно воспринято, а именно: было увидено, услышано, прочувствовано (какие эмоции возникли в ответ на определённые действия). Предположения, гипотезы, фантазии о мотивах действий, суждения о личности в целом не имеют отношения к обратной связи.

В результате предоставления ОС достигается изменение и/или углубление представлений участника тренинга о самом себе и о присущих ему поведенческих паттернах. ОС также ускоряет формирование необходимых навыков, когда участник тренинга, благодаря обратной связи, понимает, какие из выполняемых им действий снижают его эффективность и препятствуют достижению стоящих перед ним целей, и, следовательно, нуждаются в коррекции.

Так, если Вы находитесь на тренинге «Управление командой», Вы сможете узнать, какую групповую роль Вы склонны занимать; какие действия  укрепляют Ваш лидерский статус в группе, а какие дают обратный эффект; каков Ваш стиль управления и какие стратегии Вы используете во взаимодействии с членами команды… Если Вы на тренинге «Мастер делового общения», то благодаря обратной связи Вы узнаете, какие техники коммуникации Вы используете (возможно, даже не подозревая об их существовании), как Вы строите доверительные отношения с партнёром, а также, как разрываете контакт с собеседником, какое впечатление производите на собеседника, какие эмоции у него вызываете…

В качественном тренинге освоению тех или иных техник предшествует работа, направленная на самопонимание, осознание зон некомпетентности и собственных ресурсов. И только на следующем этапе изучаются техники и приёмы, которые позволяют повысить эффективность участников тренинга в управлении, влиянии, переговорах, продажах (в зависимости от темы тренинга). ОС также полезна на этапе освоения техник и приёмов, т.е. непосредственно после выполнения упражнения, так как помогает обучающемуся понять, насколько он усвоил ту или иную технику, отработал тог или иной навык.

Причина, по которой ОС занимает особое место среди прочих методов и приёмов тренера, в том, что ОС, с одной стороны, является самостоятельным методом в работе тренера, а с другой - может выполнять вспомогательную функцию.

ОС как вспомогательный приём.

При использовании различных методов и приёмов, ОС, как бы дополняет или завершает их проведение. Так, например, после проведения деловой игры, посредством ОС второго участника (2), так называемого «пассивного участника», «активный участник» узнаёт, какие реакции он вызывал своими действиями и используемыми техниками, как его действия способствовали/мешали достижению цели взаимодействия и т.д.

ОС как самостоятельный метод

ОС может использоваться вне игр и упражнений, когда в тренинге происходит что-то незапланированное, что может выступить материалом для работы над целями тренинга. В таком случае может быть предложена ОС относительно спонтанных действий участников тренинга. Как показывает опыт, работа с ситуациями, незапланированными тренером, позволяет эффективно продвинуть группу и её участников к целям обучения.

По эффективности работа со спонтанно возникающими ситуациями в формате «здесь-и-сейчас» часто превосходит целенаправленную работу в тех или иных запланированных упражнениях и ролевых играх.

Кратко рассмотрев происхождение термина «обратная связь», виды обратной связи, цели её применения и её место среди других методов тренинга, я хотел бы сформулировать исходные положения, на которых основана действенность обратной связи в тренинге.


Исходные положения

1. Наиболее эффективным методом обучения навыкам межличностного взаимодействия, включая все виды делового общения, является обучение, основанное на опыте. «Опытное обучение» (experiential learning) предполагает участие обучающихся в командных и ролевых играх, упражнениях, дискуссиях непосредственно по ходу тренинга с последующих анализом и обсуждением. Идея  обучения основанного на опыте максимально полно реализована в социально-психологическом тренинге.

2. В ходе межличностного общения степень осознания собственных действий, эмоций, мотивов, стратегий, эмоциональных реакций партнёра по общению может быть различной. При этом некоторые эмоциональные реакции, невербальные проявления, стратегии влияния плохо осознаются, что снижает эффективность действий.

3. В ходе психологического тренинга использование обратной связи позволяет участниками осознавать собственные неосознаваемые эмоции, мотивы, стратегии взаимодействия, что, в конечном счёте, повышает эффективность социального взаимодействия. Чем выше степень самопонимания, тем выше эффективность действий в деловом (и не только) общении.

4. В большинстве ситуаций межличностного общения, как делового, так и неделового, люди склонны реализовывать одни и те же модели поведения (поведенческие паттерны), проявлять индивидуальный коммуникативный стиль. В коммуникативном стиле отражается целый набор индивидуально-психологических особенностей, характеризующих личность. Соответственно, в Т-группу участники «приносят» с собой присущие им модели поведения и демонстрируют их в ходе тренинга, при выполнении учебных заданий (3) и в ходе неструктурированных спонтанных взаимодействий с тренером и другими участниками группы.

5. ОС способствует осознанию индивидуальных установок и мотивов участников тренинга, тем самым, повышая уровень эффективности их действий в дальнейшем.

6. Чем ниже степень детализации инструкции к упражнению/игре/дискуссии/видеопробе, тем в большей степени проявляется присущий участнику тренинга коммуникативный стиль и тем более информативна обратная связь. И наоборот, чем более детализированы инструкции, чем более специфическая ситуация задаётся тренером – тем меньше у участника возможностей продемонстрировать свой коммуникативный стиль и действовать привычным, характерным для него способом.

7. Важнейшее условие эффективности ОС – готовность и желание её принять. ОС это возможность быть полезным другому человеку, а не средство дисциплинировать или поменять участника тренинга. Скорее, это больше похоже на услугу, которую Вы оказываете по его/её просьбе, чтобы у него/неё была возможность лучше понять себя.


Техническое оснащение

Вам потребуются: видеокамера, ТВ, шнур для подключения видеокамеры к телевизору, удлинитель (на случай, если батарея разрядится в неподходящий момент). Не имеет значения формат видеокамеры MiniDV, DVD, HDD или какой-то другой. Также Вы можете не обращать внимание на количество пикселей матрицы. В любом случае, качество воспроизведения будет приемлемым. Длительность записи не критична, вряд ли у вас будут видеопробы длительностью более 30 минут. Гораздо важнее мощная батарея. Большинство бюджетных видеокамер вполне подходят как инструмент предоставления ОС в тренинге.


Технология: шаг за шагом

Прежде чем перейти к рассмотрению практической стороны дела необходимо упомянуть несколько этических требований:

Принцип информированного согласия. Видеозапись производится только после получения разрешения участников (4).
Правило конфиденциальности. Видеозапись может использоваться только в группе и только в учебных целях. Недопустимо предоставление видеозаписи третьим лицам (включая непосредственного заказчика). По завершении тренинга лучше удалять отснятые видеоматериалы, чтобы избежать ситуации, когда кто-то из руководителей (если тренинг корпоративный) будет давить на вас, чтобы получить видеоматериалы. Исключение составляют записи, выполненные в ходе оценочных процедур (центр-оценки).


Шаг 1. Продайте идею видеообратной связи на предтренинговом интервью

В ходе предтренингового интервью/анкетирования предупредите участников предстоящего тренинга о том, что в тренинге будет использоваться видеообратная связь. Расскажите о тех богатых возможностях, которые открываются перед участниками благодаря работе с видео. Вполне естественны некоторые опасения в отношении предстоящей «съёмки», особенно если у участников предстоящего тренинга нет позитивного опыта участия в видеопробах. Задача тренера, на данном этапе, помочь участнику проговорить опасения в отношении видеопроб (да и тренинга в целом) и замотивировать его/её на активное участие, пояснив, как видеообратная связь соотносится с индивидуальными потребностями в обучении. Обязательно проинформируйте участников о возможности не участвовать в видеопробах, если они будут против по каким бы то ни было причинам.


Шаг 2. Право сказать «нет»

В начале тренинга, напомните участникам тренинга о формате занятий, правилах работы, о том, что предусмотрена работа с видеообратной связью, но, у участников есть полное «право сказать нет» (5), если они почувствуют, что не готовы принять участие в видеопробе по каким угодно причинам. Сообщите о правиле конфиденциальности, о том, что запись не будет доступна третьим лицам, работа с ней будет вестись исключительно в рамках тренинга, а по  завершении тренинга видеозапись будет удалена.


Шаг 3. Работа с сопротивлением

Непосредственно перед съёмкой напомните участникам о праве сказать «нет». Получите у участников ролевой игры (или упражнения) согласие на участие в видеопробе. В случае если Вы столкнётесь с сопротивлением – не стоит настойчиво уговаривать и убеждать. Я, в таком случае, напоминаю о том, что «возможность поработать под видео, а затем посмотреть на себя со стороны, уникальна и после тренинга участники обычно отмечают полезность видеоанализа». Как правило, этого бывает достаточно, чтобы сомневающиеся, всё же решились на видеопробу. Если это первая видеопроба и никто не вызывается, тогда я, не обращаясь ни к кому персонально, говорю примерно следующее: «Видеопроба обычно вызывает определённые опасения, как я буду выглядеть, смогу ли я в ходе игры добиться поставленной цели, буду ли я выглядеть компетентным и т.д. В то же время, видеообратная связь, я точно это знаю, незаменимая возможность лучше узнать себя, осознать свои ресурсы и, зоны некомпетентности, требующие развития…» Если ситуация отчаянная, я спрашиваю у участников «Кто хотел бы извлечь максимальную пользу из следующего фрагмента тренинга?». Последний вопрос практически всегда срабатывает и кто-то из участников тренинга проявляет желание принять участие в видеопробе. Однако, обратите внимание, что предлагаемые мной реплики не адресованы персонально и, следовательно, не оказывают давления на конкретного участника. Значительное сопротивление группы работе с видео чаще всего указывает на то, что в Т-группе не сложилась доверительная безопасная атмосфера, а участники в большей степени озабочены тем, как «сохранить лицо и выглядеть компетентным», взамен того, чтобы «стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию». Такое иногда бывает на ранних стадиях развития группы, как правило, в начале тренинга.


Шаг 4. Размещение в пространстве

Разместитесь так, чтобы в кадре были все участники видеопробы. Если это командная игра, выйдите за круг  (6), выберите несколько позиций для записи, чтобы по ходу игры Вы могли свободно перемещаться за спинами участников и менять ракурс так, чтобы при просмотре видеоматериала не оказалось, что кто-то из участников игры вообще не представлен на видеозаписи.


Шаг 5. Инструкция наблюдателям

Дайте инструкцию наблюдателям (те участники тренинга, которые не участвуют в видеопробе) сохранять тишину от начала и до окончания видеозаписи. Будьте готовы к тому, что по ходу видеозаписи Вам придётся невербально напоминать наблюдателям о необходимости сохранять тишину.


Шаг 6. Завершение видеозаписи

Сначала остановите игру и только потом завершайте запись, т.к. в момент завершения игры может произойти нечто важное для обучения. Бывает что первые реплики после игры – на самом деле являются продолжением тех же стратегий, которые использовались участниками в самой игре. Иногда (7) полезно сделать видеозапись самого обсуждения проведённой игры. Это позволит сопоставить поведение участников во время игры с их действиями в ходе обсуждения, что может оказаться очень ценным материалом, особенно в случае, когда участник пробы говорит, что «это всё игра, а в жизни я веду себя совсем иначе». Такое сопоставление помогает «достучаться» к участникам, чтобы они приняли обратную связь, но может и привести к активизации защитных механизмов участников, т.е. они не будут воспринимать обратную связь, у них снизится мотивация к обучению и пропадёт желание принимать активное участие в тренинге.


Шаг 7. После видеозаписи

Поблагодарите участников за видеопробу. Я в таком случае, обращаюсь к участникам по именам и говорю примерно следующее: «Вызваться первым нелегко. Но вы решились и максимально использовали возможность для обучения. Видеоанализ будет полезен вам как обратная связь, кроме того, эта запись послужит учебным материалом для всей группы в целом».

Постарайтесь, чтобы временной интервал между видеопросмортом и видеоанализом был небольшим, чтобы минимизировать внутреннее напряжение участников видеопробы.

Возможна ситуация, когда один из участников видеопробы отсутствует в тренинговом зале. В таком случае желательно отложить просмотр видеофрагмента, т.к. это может привести к обсуждению/осуждению отсутствующего, что противоречит правилам Т-группы, в частности, правилу конфиденциальности.


Шаг 8. Перед просмотром

Перед просмотром видеопробы необходимо выделить параметры для анализа и зафиксировать их на доске. Так, например, непосредственно перед просмотром я могу выписать все 5 стратегий конфликтного взаимодействия на доске и предложить по ходу просмотра «идентифицировать стратегии конфликтного взаимодействия» (8).


Шаг 9. Начало просмотра

Если видеофрагмент длинный (более 5 минут) следует разбить его на несколько, по возможности, смысловых частей. Если видеофрагмент короткий - возможно почти покадровое воспроизведение с частыми остановками и обсуждением.

Следите за эмоциональными реакциями тех, кто только что работал «под видео». Если по ходу просмотра Вы видите сильные эмоциональные реакции у участников будьте готовы остановить видеоанализ. Участник видеопробы может испытывать недовольство собой, разочарование, быть подавленным, опасаться оценки и/или осуждения других членов группы. Сильные эмоциональные реакции на видеозапись, могут указывать на серьёзные внутриличностные проблемы. Решение подобных проблем не входит в задачи тренинга и возможно в индивидуальной работе с тренером (9) за рамками тренинга. Если Вы столкнулись именно с такой ситуацией, Ваша задача - остановить видеоанализ, в противном случае Вы можете нанести психологический ущерб участнику тренинга и подорвать атмосферу доверия в группе. Обеспечение безопасности – важнейшая задача тренера и условие эффективности тренинга.


Шаг 10. Работа с комментариями участников

Постарайтесь вовлечь самих участников тренинга в обсуждение видеоматериала, а не ограничиваться лишь собственными комментариями. В случае необходимости следует корректировать высказывания «зрителей» и переводить их в форму эффективной обратной связи. Иногда во время просмотра бывает, что «зрители» делают комментарии, которые не являются обратной связью и, следовательно, могут быть восприняты «персонажем» из кадра, как оценочные суждения. Например, формулировки «Видно, что ты решил манипулировать собеседником» не являются обратной связью, а являются предположениями «зрителя». Подобные высказывания способствуют активизации защитных механизмов и побуждают участника видеозаписи защищаться, в приведённом примере, доказывая, что «на самом деле никакого злого умысла манипулировать партнёром не было». Задача тренера в такой ситуации выступить «переводчиком» и перевести неконструктивный комментарий на язык обратной связи. Так тренер может спросить, «Как ты увидел, что участник Х решил манипулировать?» Отвечая на этот вопрос, автор неконструктивного комментария  сможет осознать, где то, что он непосредственно увидел в записи (обратная связь), а где то, что он «приписал» или нафантазировал (10).

Шаг 11. Завершение видеоанализа

После видеоанализа желательно проведение психогимнастической игры, которая позволит участникам тренера переключиться из аналитического ключа (видеоанализ) к активному для дальнейшего участия в играх и упражнениях.


Что делать, если запись не состоялась

Любой практикующий тренер рано или поздно попадает в ситуацию, когда после видеопробы выясняется, что запись не состоялась. Чего при этом не следует делать: не стоит делать вид, что просмотр записи стал не актуален по каким-либо причинам, либо как-то ещё пытаться скрыть состоявшийся факт. Начните с того, что признайте, что возникла проблема. Затем – предложите участникам тренинга напрячься, чтобы они вспомнили, что они заметили по ходу видеопробы. Предварительно необходимо сформулировать критерии, по которым важны и нужны комментарии участников тренинга. Нет необходимости вспоминать слово в слово, кто и что говорил, за исключением тех случаев, когда цель упражнения – развитие памяти.

Вывод очень прост: по ходу видеозаписи не расслабляйтесь, внимательно наблюдайте за происходящим в кадре, так как есть небольшая вероятность, что анализ придётся делать по памяти.

Видеообратная связь – мощный инструмент в работе тренера, весомое отличие тренинга от семинара, значительный ресурс, который может повысить эффективность обучения в тренинге, сделать тренинг личностно-ориентированной формой обучения. Результативность подачи обратной связи зависит от того, как Вы это делаете. Надеюсь, предложенная технология видеообратной связи поможет сделать Вашу работу более экологичной и эффективной.



СНОСКИ

1. Результаты психологического тестирования, проводимого по ходу тренинга, могут выступать существенным дополнением ОС тренера и других участников Т-группы.

2. Существуют так называемые "симметричные игры", в которых оба участника активно действуют, чтобы добиться поставленной цели и "ассиметричные игры," в которых перед одним из участников ставится задача добиться поставленной цели, а перед вторым - ставится задача действовать реактивно, прислушиваться к собственным чувствам и реакциям по ходу игрового взаимодействия и действовать соответственно им. Второго игрока в ассиметричной игре обычно называют "пассивным игроком", хотя я лично предпочитаю называть его "реактивным участником".

3. Ролевая игра, дискуссия.

4. В случае проведения тренинга-оценки участники должны быть проинформированы о том, что имеют право отказаться от участия в оценочных процедурах, а также должны быть уведомлены о дальнейшей судьбе видеоматериалов.

5. Право сказать «нет» - одно из базовых правил работы Т-группы, позволяющих обеспечить психологическую безопасность участников тренинга. Суть правила в том, что участник тренинга имеет право отказаться от участия в упражнениях, обсуждениях, играх и т.д. без аргументации (читай, оправданий).

6. В тренинге, в отличие от семинара, стулья обычно стоят в кругу, что символически демонстрирует равенство позиций участников и тренера.

7. Такая запись оказывается особенно полезной, если видеопроба была на тему конфликтное взаимодействие или переговоры.

8. Критерии для анализа видеопробы зависят от изучаемой темы. Это могут быть техники постановки вопросов, стратегии влияния, невербальные проявления, эмоциональные реакции и т.д.

9. При условии, что тренер имеет надлежащую подготовку в практической психологии.

10. В социальной психологии феномен приписывания причин поведения другим людям именуется каузальной атрибуцией.


Смотрите другие публикации на тему "Психологический тренинг"

 
 
ПОИСК ТРЕНИНГОВ!!










Стоимость до грн.
подробнее
Календарь тренингов
FOLLOW US

Follow Kyiv Training Institute on Twitter
НОВОСТИ ПО ТЕМЕ
28.05.2013 |  Первый шаг на пути к формированию профессионального сообщества в отрасли уже сделан - 19-20 апреля в конференц-холле "Ирпень" по инициативе Киевского Института Тренинга и компании "Confetti" состоялся первый международный Форум "Территория тренинга", посвященный вопросам тренинга, профессиональной подготовки, развития и обучения тренеров.
  подробнее
02.08.2011 | Интервью с Петром Холявчуком, директором Киевского Института Тренинга об обновленной программе подготовки тренеров "Мастерство тренера"
  подробнее
30.07.2010 | Встречайте пилотный номер электронного журнала «Вестник тренера» - первого специализированного издания для тренеров!
  подробнее
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Разрабатывая и планируя тренинг, тренер задаёт себе множество вопросов: «Какие умения необходимо сформировать у участников?», «Какие знания необходимо дать?», «Как расширить/изменить восприятие участниками темы тренинга?», «В какой очерёдности продвигаться от одного умения к другому, от одной техники к другой?», «Какие предложить процедуры, игры, упражнения и обсуждения?» и т.д.

Приходя же в тренинговую группу, важнейшей задачей тренера становится обеспечение участникам условий для профессионального развития, создание климата в группе, который будет способствовать обучению.

Какие условия должен создать тренер в тренинговой группе (Т-группе), и как это сделать? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим функции тренера и правила Т-группы.
  подробнее
Существует множество тем и форм обучения для специалистов по персоналу: кадровое делопроизводство, отборочное интервью, адаптация, КЗоТ, мотивация, аттестация, центр оценки...
Практически все, что нужно HR-у в работе, можно почерпнуть из книг, опыта коллег, спросить у google или, если вы ленитесь читать, можно прослушать семинар или проконсультироваться за деньги родной компании. Все, кроме самого, важного - умения эффективно общаться.
  подробнее
Когда говорят о тренере, часто подразумевают человека, у которого есть знания и опыт в том или ином деле, например, в продажах или управлении. Однако иметь опыт в той или иной сфере деятельности, быть мастером в своем деле совсем не значит быть тренером. Тренер это профессия, а профессия подразумевает профессиональную подготовку. Об этом и пойдет речь в этой статье.
  подробнее
Управление в стиле коучинг направлено на обеспечение выполнения производственных задач подчиненными, развитие человеческих ресурсов, а также на повышение уровня автономности людей, подразделений и компании в целом.
Коуч-менеджмент не означает принципиального отказа от других способов принятия решений (авторитарных, консультативных и др.), поскольку...
  подробнее
Тренер, имеющий классическое образование в области тренинга, действует в рамках этического кодекса тренера и обязан предоставить участнику предстоящего тренинга возможность предтренингового интервью. О целях предтренингового интервью и о том, как провести его правильно читайте в этой статье.
  подробнее
Петр Холявчук, директор Киевского Института Тренинга: «В ходе супервизии тренер получает не просто теорию, а точное решение проблем, с которыми он сталкивается в своей практике»
  подробнее
Ключевые составляющие отечественного подхода к тренингу - это профессионализм, экологичность и эффективность
  подробнее
ТРЕНИНГИ ПО ТЕМЕ

14 августа 2013 Экспериментальная площадка тренера: тренинг развития команды
читать

15-19 марта 2017 г. "Технологии тренинга"
читать

21 января 2017 Экспериментальная площадка тренера: тренинг продаж
читать
ВИДЕО
15.09.2011 | Мастерство тренера
читать
04.05.2011 | Обратная связь в тренинге
читать
19.09.2011 | Подготовка тренера : ключевые моменты
читать
04.05.2011 | Супервизия для тренеров
читать
04.05.2011 | Экспериментальная площадка тренера
читать
НОВОСТИ
14.03.2016 | Як стати тренером? Як навчитися проводити тренінги так, щоб тебе запрошували провідні компанії? З чого варто починати?
Можливо у вас уже є тренерський досвід і вас хвилюють питання: Як підвищити майстерність і вийти на новий рівень? Перейти від інтуітивного підходу до системного, методичного, виваженого?
Цей проект саме для Вас.
читать
  тел.: (044) 227 07 54
(044) 227 07 53
e-mail: kit@training-institute.com.ua

дизайн студия Яbloko
Дизайн и разработка
© Яbloko, 2008


Follow Kyiv Training Institute on Twitter
Об Институте   |   Вестник тренера   |   Библиотека   |   Контакты
Подготовка тренеров   |   Школа ассессмента   |    Корпоративное обучение
Территория тренинга   |   Обучающие тренеры
2003-2010 © Kyiv Training Institute. All rights reserved.